ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Президенту Российской Федерации Владимиру Путину

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ЛИГА ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МАКУЛАТУРЫ"

позвонить нам: (495) 137-73-55 схема проезда карта сайта
Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.
Цицерон Марк Тулий

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Президенту Российской Федерации Владимиру Путину

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Российской Федерации Владимиру Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

За последние 17 лет переработка макулатуры сформировалась в эффективную отрасль – лидера по вторичной переработке в России, увеличив объёмы выпуска продукции в период с 2000 по 2017 год в 10 раз. Сейчас на предприятиях отрасли перерабатывается более 3,2 млн. тонн макулатуры ежегодно, хотя ещё в 2000 году перерабатывалось всего 300 тыс. тонн, рабочими местами обеспечено более 30 тыс. человек, а налоговые отчисления в 2017 году составили 22,5 млрд. рублей.

В отрасль пришли крупные транснациональные компании, инвестировавшие сотни миллионов долларов в создание современных производств конкурентоспособной на мировом рынке продукции в секторах потребительских товаров, упаковки и строительных материалов.

В то же время более 4 млн. тонн бумажных отходов все ещё оказывается на мусорных полигонах. Переработка такого объема позволила бы спасти около 58 млн. деревьев. Развитая экономика замкнутого цикла в соответствии с принципами устойчивого развития требует эффективного использования ресурсов, а в случае с целлюлозно-бумажной промышленностью – леса.

Но вместо этого отрасль переработки сталкивается с дефицитом макулатуры, который приводит к существенному росту цен на сырье в России и соответственно к замедлению темпов инвестиций. Дальнейшее развитие отрасли переработки макулатуры требует по мнению СРО Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», объединившей свыше 70% участников отрасли, нескольких простых шагов, которые не только не требуют дополнительных затрат государства, но и наоборот способствуют существенному пополнению федерального бюджета, удвоив при этом показатели отрасли.

Первым из таких шагов стал федеральный закон от 02.06.2016 №174-ФЗ, перенёсший уплату НДС с участка заготовки макулатуры на участок её переработки на территории Российской Федерации. Автором соответствующей инициативы выступил член Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Александр Фокин. Таким образом, в силу специфики взимания НДС налоговая нагрузка с участка заготовки, представленного преимущественно предприятиями малого бизнеса, была перенесена на крупные перерабатывающие предприятия. С целью оценки целесообразности использования нового налогового режима в отрасли по инициативе Минфина России он был введён в качестве временной меры с 1 октября 2016 по 31 декабря 2018 года.

Принятие закона позволило полностью прекратить неправомерное возмещение и уклонение от уплаты НДС при реализации макулатуры на территории Российской Федерации, а также позволило выстроить прозрачную структуру отрасли, обеспечить равные конкурентные условия для различных групп хозяйствующих субъектов и улучшить условия ведения бизнеса за счет сокращения административной нагрузки, упрощения налогового администрирования как юридических лиц, входящих в цепочку поставщиков макулатуры, так и ее конечных переработчиков. По данным ФНС России (письмо М.В. Мишустина №ММВ-17-1/253 от 19.10.2018) произошло кратное увеличение суммы выплат НДС 82 предприятиями-переработчиками макулатуры в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 5,22 млрд. рублей с 3,78 до 9,00 млрд. рублей. Прирост налоговых отчислений составил 138%. Совокупно за 21 месяц действия закона (с октября 2016 года по июнь 2018 года) 82 предприятия уплатили в федеральный бюджет свыше 14 миллиардов рублей НДС. 

Снижение административной нагрузки на заготовителей макулатуры положительно сказалось на собираемости макулатуры: в 2017 году впервые за последние 4 года наблюдался рост сбора макулатуры – до 3,5 млн. тонн (+7%), возросла численность рабочих мест на предприятиях индустрии. В отрасли наблюдается инвестиционный бумк концу 2018 года производственные мощности по переработке макулатуры на территории России достигнут 4,6 млн. тонн в год (+9%). Таким образом, наблюдается качественный скачок как в развитии отрасли, так и в налоговых поступлениях со стороны всех участников отрасли сбора и переработки макулатуры.

Летом 2018 года был сделан следующий шаг к развитию отрасли переработки макулатуры – принятие инициированного группой парламентариев, в числе которых Александр Фокин, Валентина Терешкова и Николай Валуев, закона об отмене НДФЛ с доходов от сдачи макулатуры, который начнёт действовать с 1 января 2019 года.

Третьим и основным шагом в развитии вторичной переработки станет развитие системы расширенной ответственности товаропроизводителя. Государственной Думой ФС РФ принят ряд законодательных норм, направленных на развитие системы, однако реализация соответствующих положений в Правительстве оказалась неудовлетворительной из-за недостатков подзаконных актов, в частности – из-за установления нормативов утилизации на критически низком уровне.

Без проведения консультаций c бизнес-сообществом отрасли, действуя по сути вслепую, Минфином России инициирована поправка в проект федерального закона № 442400-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающая введение механизма реверсного налогообложения для макулатуры. С 01.01.2018 г. механизм реверсного налогообложения, возлагающий обязанности по уплате налога на добавленную стоимость на налогового агента, используется при реализации отходов лома черных и цветных металлов, шкур животных, однако анализ эффективности нового режима налогового администрирования пока не проведён, так как период его действия составляет пока менее года. Стоит отметить, что реверсное налогообложение было введено для лома черных и цветных металлов, шкур животных по просьбе участников рынка, однако в случае с макулатурой отсутствуют инициаторы этого нововведения со стороны отрасли.

Предполагается, что с точки зрения доходов государства схема реверсного НДС должна быть аналогична существующей на сегодня, однако кардинальным отличием является существенное усложнение администрирования уплаты налога для государства, а также и для миллионов налогоплательщиков. Дело в том, что образователями отходов бумаги и картона, в отличие от лома черных и цветных металлов, являются абсолютно все действующие юридические лица в России (4 млн. организаций). Уже сейчас около 50-60% из них реализуют макулатуру. Таким образом, под действие новой схемы налогового администрирования автоматически подпадёт минимум 2 млн. юридических лиц Российской Федерации. При этом абсолютно та же самая сумма налоговых отчислений, которую государство получает от отрасли сегодня, будет складываться из сотен тысяч мелких сумм, что гарантированно приведёт к выпадению части доходов для государства. Кроме того, многие участники предпочтут выбрасывать макулатуру либо откажутся от её сбора из-за возникших трудностей, нежели будут обеспечивать её возврат во вторичный оборот, что вызовет паралич системы сбора и переработки макулатуры. Миллионы юридических лиц, в том числе предприятия, использующие упрощённую систему налогообложения, будут вынуждены вести отдельный налоговый учёт для макулатуры. Таким образом легко напрашивается вывод о том, что новый налоговый режим абсолютно не подходит нашей отрасли, нивелирует достигнутые ранее положительные изменения и отбрасывает индустрию на шаг назад.

При переносе НДС на переработчиков макулатуры отсутствует экспортное возмещение, однако при введении реверсного НДС бюджет в первый же год потеряет около 1 млрд. рублей исходя из данных таможенной статистики по экспорту макулатуры за 2017 год. Объем поставок макулатуры на экспорт составляет ежегодно от 250 до 350 (в 2017 г.) тыс. тонн, при этом доля Украины составляет до 80% этого объёма. Таким образом сумма дополнительных поступлений в бюджет, обеспеченная отменой НДС сократится более чем на 15%. В то же время увеличивается вероятность значительного роста экспорта, что не только кратно увеличит бюджетные потери, но и приведёт к дефициту сырья и росту цен на продукцию из макулатуры на внутреннем рынке и соответственно к росту цен на социально значимые продукты. 

Под угрозой невыполнения оказывается также ряд утверждённых Вами поручений, направленных на стимулирование деятельности по переработке отходов производства и потребления, предусматривающие участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке и переработке отходов.

В поддержку инициативы о переносе НДС на переработчиков в адрес Минфина России были направлены письма от крупнейших бизнес-объединений страны - Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», а также Общероссийского народного фронта.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поддержать продление существующего налогового режима в отношении макулатуры на бессрочной основе или на срок до 31 декабря 2022 года, не допустив введения реверсивного налогообложения без проведения детального анализа целесообразности данной меры регулирования в отношении макулатуры.    

СРО Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры»